Госдума,  КПРФ,  Сергей Царегородцев

Конституционная реформа или конституционный переворот?

15 января в ходе послания Федеральному собранию господин Путин предложил внести поправки в Конституцию России.

Поэтому поводу интернет портал «Свободная пресса» написал, что поправки, вносимые президентом в Основной закон страны, напоминают спецоперацию «Шок и трепет». С этим можно согласиться лишь отчасти.

Действительно предложение Путина стало большой неожиданностью практически для всех, в том числе и для нашей партии, которая уже давно говорила о необходимости изменения конституционных норм в интересах народа. Однако для лиц, заседающих в Кремле и их ближайшего окружения, новостью это не стало, при подробном изучении этих поправок сразу приходишь к выводу, что это тщательно проработанный документ, который готовился не день и не месяц.

И что немаловажно готовился в условиях строжайшей секретности, что уже само по себе неправильно. Поскольку в разработке поправок ключевого закона в жизни страны должны принимать участие все общественно-политические силы и инициативные группы граждан.

Исходя из этого, сам собой напрашивается вопрос, что это – реформа или «конституционный переворот»?

Вот как выглядят ключевые позиции вносимых поправок:

Статью 75 Конституции предлагается дополнить утверждением, что в Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума в целом по России и индексация социальных пособий. Казалось бы, важный и нужный пункт, однако все это можно было бы прописать в федеральном законе, была ли нужда вносить этот пункт в Конституцию. Для Путина и его окружения да, ведь именно под этим соусом власть подает основное блюдо включающее в себя такие поправки, как статус Госсовета, верховенство Конституции России над международным правом, наделение Совета Федерации правом прекращать по представлению президента полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также судей кассационных и апелляционных судов.

Давайте более подробно разберемся, что все это значит.

Одна из главных интриг поправок в Конституцию – статус Госсовета. Путин предлагает закрепить в Основном законе право президента формировать Госсовет. Эта структура создается для «согласованного функционирования органов государственной власти», определения основных направлений внутренней и внешней политики, а также социально-экономической политики. При этом в поправках, предложенных Путиным, отсутствует оговорка о том, что президент возглавляет Госсовет.

Кто же его возглавит, думаю ответ очевиден, конечно Владимир Владимирович, пока только не совсем понятно в каком статусе, а вернее сказать не понятно, как «обзовут» должность главы этого органа, который, судя по всему, после реформы станет ключевым.

Что касается верховенства Конституции страны над международным правом? Казалось бы, на первый взгляд здорово. На деле же все выглядит иначе. Если эта норма будет претворена в жизнь, то наши власти смогут совершенно законно отказаться от выполнения норм такого важнейшего документа, как «Конвенция по правам человека», «Конвенция по правам ребенка» и других международных законов следствием этого неизбежно станет отказ от выполнения решений Европейского суда по правам человека.

Нам говорят, что это делается для того, чтобы защитить интересы страны на международной арене, что ряд международных законов наносят вред нашему государству. Исходя из этого лично у меня возникает вопрос господа, зачем же вы брали на себя обязательства по исполнению этих норм если они наносят вред России?

Получается, что вина за нанесенный ущерб самым прямым образом ложится на правительство.

А уж право прекращать полномочия судей является нарушением принципа разделения властей.

Таким образом сам собой напрашивается ответ, что ряд поправок в Конституцию носят антиконституционный характер.

Что касается назначения правительства. То, как и сейчас, президент назначает премьера, его заместителей и всех министров. Вместо формулировки о том, что Госдума дает согласие президенту на назначение премьера, Путин предлагает написать, что Госдума утверждает кандидатуру премьера, то есть все это просто формальность.

Понятно одно: изменения Путина в Конституцию – очень серьезные. Бросается в глаза, что президент присвоил себе огромные полномочия и в судебной сфере, и при назначении прокуроров. Президент теперь все ключевые фигуры назначает, всех снимает, и ни за что не отвечает.

Показательно, что даже процедура преодоления вето президента обеими палатами парламента предельно усложнена: теперь сюда подключается Конституционный суд. Напомню, в 1990-е Дума, вопреки вето Бориса Ельцина, приняла закон о выплате гражданам компенсации по советским вкладам. Не преодолела Дума только вето Путина на решение, по какому курсу пересчитывать советские рубли. Но теперь преодолеть вето президента, даже если в Госдуме изменится расклад сил в пользу оппозиции, будет вообще невозможно.

Напрашивается логичный вопрос, что же делать? Ответ на мой взгляд очевиден надо постараться внести в Конституцию поправки в интересах народа через фракцию КПРФ в Госдуме. Если же этого не получится, идти на «Общероссийское голосование» и голосовать против вносимых изменений.

Сергей Царегородцев,

Депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 11 =