Как нам контролировать мэрию?

Каждый из нас имеет право на личную оценку результатов сентябрьских выборов в местные советы. Любой интересующийся состоянием дел в городе вправе делать свои выводы. Для меня важным стало осознание того, что с избранием полностью единороссовского городского собрания власть еще более отдалилась от общества. По моему мнению, это выражается в том, что  с отсутствием оппозиции в горсобрании исчезла возможность критического обсуждения решений, предлагаемых и принимаемых исполнительной властью, которая становится гегемоном. Представительная власть в таких условиях видится лишь соглашательским органом с единогласным одобрением всех инициатив, спускаемых сверху, под бурные и продолжительные аплодисменты.

Такое положение дел, без сомнения, все больше отдаляет общество от власти. К чему это приводит, история учит наглядно. Нет сомнений, что нам, волжанам, нужен действенный механизм взаимодействия общества и властей. И, опять же, не столь давняя история страны нам говорит, что прообраз такого механизма был внедрен и успешно работал.

Что важно для жителя города? Безусловно, возможность влиять на деятельность органов власти и должностных лиц. Казалось бы, такая возможность должна быть реализована через выборы местных депутатов. Но как это работает, а точнее, не работает, мы, к сожалению, знаем. Отношение волжан к городским депутатам, которых сами и выбрали, можно понять, заглянув на волжские паблики в социальных сетях. Если там и можно встретить слова благодарности в адрес депутатов-единороссов, то только написанные ими самими или их пиар-службами.

Но без действенного контроля со стороны жителей нормальная жизнь города невозможна. И это не какое-то откровение последних лет. Это было понятно еще классикам. Гегель двести лет назад писал: «Контроль граждан над властью – это результат общественно-нравственного развития в сфере взаимодействия частных и коллективных интересов. Он воплощает в себе идеи гражданской свободы, единства и взаимосвязи общественного организма в контексте духовно-исторического развития общества». Контроль необходим, и он должен осуществляться. Вопрос в том, если не депутаты, то кто?

На самом деле, ответ на этот вопрос давно дан и лежит на поверхности. Более того, он был тщательно разработан и закреплен на конституционном уровне в СССР. Речь идет о комитетах народного контроля.

В декабре 1965 года Верховный Совет СССР принял решение о создании народного контроля. Деятельность системы органов народного контроля была определена законом «Об органах народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года, Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами союзных и автономных республик.

В Конституции СССР 7 октября 1977 года предусматривалось усиление народного контроля. На второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «О народном контроле в СССР». Закон устанавливал, что органы народного контроля образовываются по территориальному и производственному признакам. Сфера деятельности органов распространялась на все отрасли управления.

Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитеты народного контроля издавали правовые акты – постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля.

Комитеты народного контроля имели право давать указания об устранении недостатков, заслушивать доклады и объяснения, запрашивать необходимые материалы, назначать и проводить ревизии и экспертизы, приостанавливать распоряжения и действия должностных лиц, отстранять должностных лиц от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направлять материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагать на виновных взыскания, объявлять выговор.

Кроме того, комитеты народного контроля могли налагать штрафы (денежные начёты) на лиц, которые причинили материальный ущерб государству. Денежные начёты налагались в соответствии с утверждёнными Советом Министров СССР от 4 августа 1969 года правилами.

Нет сомнения, что полностью повторить этот замечательный опыт в действующих условиях и тем более в рамках одного города Волжска, не получится – никто сейчас не возьмется наделить комитет народного контроля серьезными полномочиями. Но действенный контроль за деятельностью городских властей волжанам необходим – слишком много проблем в нашем городском хозяйстве. Поэтому есть интересная идея возродить комитет народного контроля города Волжска под эгидой районного комитета Коммунистической партии Российской Федерации. И для этого есть все предпосылки.

Нет сомнений в том, что в Волжске коммунисты сейчас – это единственная сила, способная конструктивно оппонировать правящим единороссам. При создании комитета народного контроля города Волжска райком партии сможет использовать опыт и знания сторонников партии, имеющих большой практический опыт в разных сферах городской жизни и неравнодушных к судьбам родного города. Членами комитета могут стать опытные специалисты, покинувшие свои посты в силу возраста, но не утратившие инициативности и объективности при оценке деятельности городского руководства.

Комитет народного контроля может наделяться всеми полномочиями, которые может предоставить парламентская партия, и которые будут закреплены официальными мандатами помощников депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл, а председатель комитета – мандатом помощника депутата Государственной Думы Российской Федерации.

Важным станет обеспечение гласности и открытости деятельности комитета народного контроля, а также информирование населения города о его деятельности. Этому будет способствовать регулярное освещение в партийной прессе, в городских и районных пабликах в социальных сетях, а также в официальной группе ВКонтакте и специальном телеграм-канале.

Все предложения по организации и деятельности комитета народного контроля любой житель города Волжска и Волжского района может направить в Волжский райком КПРФ по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35 (рядом со стадионом под флагом СССР) и по телефону +7 906 138-18-25.

Владислав Ильин